• Детский клуб «ЛИС» главнаяДетский клуб «ЛИС»
  • СтоимостьСтоимость
  • ВидеоВидео
  • ПравилаПравила
  • ИсторииРассказы родителей
  • Есть вопросыСтатьи Вопросы
  • Обо мнеОбо мне
  • КонтактыКонтакты
 

Традиционно, готовность к школе оценивают специалисты с педагогическим образованием: психологи, логопеды, учителя. И это правильно. Однако, при таких оценках абсолютно не учитывается тот факт, что подавляющее число детей имеют последствия родовой травмы, часто не распознанной. Функциональность нервной системы у таких детей изменена, уровень взаимодействия с окружающим миром тоже. Без специальных медицинских знаний (а не просто врачебного образования), последствия родовой травмы для большинства врачей, педагогов, психологов совершенно не очевидны, но это не значит, что их нет. Для объективной оценки таких детей необходимо комплексное неврологическое обследование. Часто, из-за отсутствия специальных знаний у педагогов, психологов, врачей, многие дети признаются здоровыми и готовыми к начальной школе, а в первом или втором классе становится очевидным, что ребенок к обучению не готов. Последствия данных «ошибок» многочисленны, но главное – упускается время, которое необходимо было уделить лечению. Некоторые дети признаются «педагогически запущенными». Но чаще всего под этой маской скрывается недостаточность познавательной функции центральной нервной системы вследствие последствий родовой травмы. Конечно, сгоряча можно подумать, что все огрехи в развитии ребенка обусловлены родовой травмой. Это не так. Не все, но многие.

«А куда смотрят врачи? Почему такое происходит?» Вот я, врач, создатель «ЛИС», «туда» и смотрю, занимаясь лечением последствий родовых травм у детей. Врачи-остеопаты, многие детские невропатологи, ортопеды тоже занимаются лечением последствий родовых травм. Некоторые детские неврологические центры имеют прекрасную диагностическую базу (например, МК «Прогноз», Медицинский центр (частная клиника) «Центр клинической неврологии», Медицинский центр «Рыбацкое» и многие другие). Знающие и думающие врачи в нашем городе есть. Но вот проблема не признается на уровне государства, поэтому, пока, кардинального решения не существует.

Уважаемые родители! Работая с Вашими детьми 6-7 лет, я имею возможность сравнивать их друг с другом. Если в семье один ребенок и его не с кем сравнивать в многочисленных жизненных ситуациях, то, естественно, его поведение принимается нами, родителями, как нормальное, соответствующее возрасту. Однако, очень часто, это не так. На занятиях, сравнивая, я вижу отставание многих детей в интеллектуальном, эмоциональном, социальном, речевом, математическом, волевом развитии. Но родителям кажется, что все нормально, все хорошо. Объективным, самым значимым этапом оценки комплексного развития наших детей является школа.

К сожалению, с началом обучения в школе, многим родителям и детям приходится сталкиваться с проблемами, о которых никто и не предполагал. Даже если было очевидно, что ребенок немного отличается в своем развитии и поведении от большинства сверстников, трудно было допустить, что эти особенности смогут затруднить процесс обучения и адаптации в школьном коллективе. И наиболее частой и объективной причиной этого являются последствия родовой травмы, всегда накладывающие отпечаток на личностные качества ребенка.

По мнению учителей начальных классов, многие дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами, необходимыми будущему школьнику, т.е. не готовы к школе.

Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит в результате последствий родовой травмы и неправильного понимания взрослыми вопросов воспитания и развития таких детей с целью подготовки их к обучению в школе.

От многих можно услышать: «Такой уж он (она) родился (родилась). Ничего не поделаешь!», « А что вы хотите? Была такая гипоксия в родах!», «Да он такой был всегда – это гены…», «Да, упрямый, приходится по десять раз все повторять – такой характер!», «Да мы и так делаем все – он (она) ходит на платные групповые занятия по подготовке к школе!» и т.д. При всех таких утверждениях совершенно очевидно, что родители не понимают, каким в норме должен быть их ребенок и какого конкретного результата они хотят. Совершаются действия, которые по направленности очень хороши – платные занятия по подготовке к школе, бассейн, занятия бальными танцами, участие ребенка в группах раннего развития и многое другое… Внешне все выглядит достойно. Но важны не действия, а результат, который зависит не от того, что предлагается ребенку, а от того, сколько из предложенного он может усвоить. К большому сожалению, для большинства детей групповые занятия не приводят к конкретным положительным результатам. Бытующее мнение, что «лекарства вредные», «химией пичкать», «такие сильные лекарства прописали!» и т.д. граничит с диким бескультурьем первобытного человека, попавшего в двадцать первый век. В итоге, к 3-4-м годам жизни все курсовое лечение прекращается, развитием ребенка начинают заниматься воспитатели и педагоги детских учреждений, а «уставшие родители» убеждают себя, что их ребенок уже стал «как все» и можно расслабиться. А что до того, что ребенка необходимо продолжать лечить – так «сколько можно!», «уже и так все лечим, лечим…». Правильно! Чтобы обеспечить всестороннее развитие ребенка и подготовку его к школе, нужны объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей и врачей. Однако, даже при минимальных последствиях родовой травмы, ребенка необходимо, прежде всего, продолжать лечить. И основная ноша в этом ложится на плечи родителей и думающих врачей! Нельзя бросать курсовое медикаментозное лечение, обязательны занятия психофизической реабилитацией (ЛИС), но все эти действия только увеличивают потенциал нервной системы, а разностороннее развитие личности ребенка всецело зависит от общения детей с родителями. Первичное развитие произвольной (волевой) сферы детей и тренировка концентрации внимания максимально возможны именно дома. А во внешней жизни лишь применяется то, что сформировано дома.

Все дети, перенесшие родовую травму, нуждаются именно в индивидуальных развивающих занятиях (физических, педагогических, психологических, логопедических и т.д.). Однако, в современных условиях развитие ребенка «отдано на откуп» детским садам, «кружкам», группам по подготовке к школе и т.д. В данных уважаемых учреждениях дается нужная информация, но, т.к. отсутствует индивидуальный контроль за развитием каждого ребенка, усвоение ее у всех детей очень разное, и часто – минимальное. Из-за последствий родовой травмы, непонимания многими родителями особенностей развития таких детей, неадекватного воспитания (накормить, одеть, отвести в садик, показать мультики, иногда почитать на ночь, спать уложить – и все), значительно задерживается созревание произвольной (волевой) деятельности ребенка. Поэтому в группах такие дети чаще «бунтуют» или скучают, большинство очень быстро «истощаются» и ничего уже не воспринимают.

Если дошкольник умеет читать, считать и развит интеллектуально не хуже других, то это не значит, что он готов к обучению в школе.

Готовность к школе – это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных операций, т.е. уметь принимать адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач.

Зрелость каждого ребенка определяется уровнем его саморегуляции. Каждая мама, бабушка, папа могут оценить уровень саморегуляции ребенка и, при необходимости, повысить его путем упорных, требовательных, длительных, постоянных тренировок дома.

Различают несколько уровней саморегуляции старших дошкольников:

Первый (высший) уровень. Ребенок понимает и запоминает задание полностью, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно.

Второй уровень. Ребенок полностью понимает и запоминает задание, по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и самостоятельно их не устраняет. Не устраняет ошибки и при специальной проверке в конце занятий, ограничивается беглым просмотром написанного. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

Третий уровень. Ребенок усваивает лишь часть задания, до конца занятий не может его сохранить во всем объеме. В результате отсутствия должной концентрации нарушает инструкции и выполняет этапы задания в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их. Свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия. Не проявляет желания улучшить качество работы, к полученному результату равнодушен.

Четвертый уровень. Ребенок усваивает очень небольшую часть инструкции, но почти сразу же теряет и ее. Пишет палочки и черточки в случайном порядке, ошибки не замечает и не исправляет. После сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания. К качеству выполненной работы равнодушен.

Пятый уровень (самый низкий). Ребенок совсем не понимает задания по содержанию, часто он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе.

Совершенно очевидно, что если зрелость ребенка не соответствует первому или второму уроню саморегуляции – к школе такой ребенок не готов.

К зрелости ребенка относится и качество его речевого развития. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов. Это или письменная речь, или мимика, знаки. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Речь – это умение связанно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух. Фонематический слух – различение (анализ и синтез) звуков речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию звуки (фонемы), что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем, развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на:

1). правильность произношения звуков;

2). умение различать звуки речи на слух;

3). владение элементарными навыками звукового анализа слов;

4). словарный запас;

5). связанность речи.

Если у детей были логопедические проблемы, даже не очень обременительные для возраста 4-6 лет, в школе они проявятся в виде снижения скорости мыслительных операций и затруднениях в освоении чтения и письма. Опять же, если родители относят эти трудности к особенностям личности ребенка, а не к недолеченности, совершаются глобальные ошибки в понимании ситуации и, следовательно, не принимаются адекватные меры по ее исправлению.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоционально-волевой и социальный. Мне представляется очень важной и степень физической зрелости будущего школьника.

Физическая готовность.

Под физической готовностью к школе в специальной литературе понимается лишь биологическая зрелость ребенка (длина тела, вес, окружность грудной клетки, объем легких, мышечная сила рук, степень жироотложения) и готовность его к урокам физкультуры (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, ползание, лазание по канату). Данные показатели очень относительны и не отражают готовности к тем физическим нагрузкам, которые предстоят будущему школьнику.

Я понимаю под физической готовностью следующие функциональные возможности:

1. Возможность длительного удержания статических поз в положении сидя. Не секрет, что многие дети за партой не сидят, а «лежат», склоняются то на один, то на другой бок, стараются подложить под себя ногу – и все равно не могут длительно (45 минут) сидеть за партой. Причина – последствия родовой травмы.

2. Развитая мелкая моторика рук. Если ребенок плохо завязывает шнурки ботинок, долго застегивает пуговицы, неуверенно держит ложку, карандаш, быстро утомляется при рисовании – он не сможет правильно обучиться письму. Причина – последствия родовой травмы.

3. Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске. Вследствие нарушения мышечного тонуса, изменения соотношения позвонков в шейном отделе позвоночника, для многих детей естественно положение головы, склоненной к грудной клетке, вперед. Причина – последствия родовой травмы.

4. Общая физическая выносливость неразрывно связанная с психо-эмоциональной выносливостью. У детей, перенесших родовую травму, физическая и психическая выносливость значительно ниже нормы. И то, что ребенок «не сидит на месте», «юла какая-то», «словно заноза в одном месте» называется расторможенностью и никакого отношения к физической выносливости не имеет. Снижение психической выносливости значительно затрудняет процесс обучения.

5. Развитая зрительно-двигательная и пространственная координация (постуральный контроль). Дети не могут не бегать, не прыгать, не толкаться на переменах. При сниженной зрительно-двигательной и пространственной координации очень вероятны травмы, переломы конечностей и сотрясение головного мозга.

6. Ребенку необходима достаточная физическая сила, ловкость и точность движений. В противном случае, его будут «клевать» и обижать, что неминуемо отразится на развитии его личностных качеств и отношении к школе.

Эмоционально-волевая зрелость предполагает:

-  уменьшение импульсивных, неконтролируемых реакций;

- умение детей сознательно подчинять свои действия определенным правилам, обобщенно определяющим способ поведения;

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное, «скучное» задание, требующее определенных волевых, «принуждающих» усилий.

К шести годам, в норме, происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивации достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятия их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно, или, при незначительной помощи, преодолеть трудности, которые возникнут у него в 1-м классе. В преодолении трудностей ребенок должен обладать определенным опытом. Если за него «трудности преодолевали» бабушка и мама, то ни о каком опыте речи идти не может. И кажущаяся слабохарактерность ребенка – это не «весь в папу», «такой уж уродился», «следствие гипоксии», а результаты «слепой любви», пытающейся отгородить внука или сына от внешнего мира.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

С. В. Коноваленко, автор пособия «До школы 3 месяца!?» (некоторые педагоги иронично относятся к данному пособию, мол устарело, есть лучше и т.д.) считает, что ребенку в возрасте 6-7 лет необходимо уметь и знать следующее:

Свое имя, отчество и фамилию.

Свой возраст (желательно дату рождения).

Свой домашний адрес.

Свой город (село) и его главные достопримечательности.

Страну, в которой живет.

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

Домашних животных и их детенышей.

Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

Транспорт наземный, водный, воздушный.

Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.).

Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

Различать гласные и согласные звуки.

Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп".

Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

К особенностям интеллектуальной сферы можно отнести и исследование механической памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Нормы показателей механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста, следующие: с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к краху учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, низким оценкам, отставанию от сверстников, образованию множества «комплексов» и невозможности дальнейшего обучения в школе для здоровых детей.

Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. В созревании этих структур имеет значение длительное лечение (вплоть до пубертатного возраста) и постоянная «работа» родителей со своим ребенком в области развитии воли, концентрации внимания, общей эрудиции. Никакие платные или бесплатные развивающие организации не сумеют сделать то, что должны и могут делать родители.

О социальной зрелости свидетельствуют:

- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность исполнять роль ученика в ситуации реального (не "подготовка к школе") школьного обучения, где нет бабушки или мамы, готовых взять на себя часть действий, которые ребенок должен выполнить самостоятельно.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

Подводя итог, можно выделить основные показатели готовности к школе.Это:

1. Максимально компенсированные последствия родовой травмы.

2. Именно, зрелость мыслительных операций, а не просто объем знаний и умение читать, писать и считать.

3. Нормальное речевое развитие и слух.

4. Умение использовать волю для достижения целей и саморегуляции.