• Детский клуб «ЛИС» главнаяДетский клуб «ЛИС»
  • СтоимостьСтоимость
  • ВидеоВидео
  • ПравилаПравила
  • ИсторииРассказы родителей
  • Есть вопросыСтатьи Вопросы
  • Обо мнеОбо мне
  • КонтактыКонтакты
 

В настоящее время в разговорной речи Лечебной Физкультурой называют все методики оздоровления, основанные на физических упражнениях.

При таком обобщении рассуждать об отличиях ЛФК от других видов лечебных движений бессмысленно, потому что все - ЛФК. Конечно, это неправильно и очень упрощенно, т.к. есть принципиальные отличия ЛФК от других методик физического оздоровления.

Главное отличие заключается в том, что ЛФК относится к медицине и требует обязательного лицензирования. Контроль над проведением ЛФК осуществляется органами здравоохранения. Оформляется определенная документация, подается ежегодная отчетность. При проведении занятий необходимо придерживаться утвержденных методик и рекомендаций.

Врач ЛФК осматривает пациента и назначает определенные упражнения, а с пациентом работает инструктор. Это обычная медицинская практика, согласно которой врач назначает лечение, а осуществляет его "средний медицинский персонал".

Подобное разделение не всегда способствует достижению результата, особенно при лечении с помощью физических упражнений.

Упражнения (вид, количество, длительность) назначаются в соответствие с диагнозом заболевания. ЛФК без диагнозов не бывает. Для каждого диагноза есть свои схемы упражнений. На начальном этапе схемы помогают, но при быстром изменении состояния пациента, схемы, не обладая гибкостью, становятся глобальным тормозом.

Истинная Лечебная Физкультура необходима и эффективна для людей, общее состояние здоровья которых нарушено настолько, что они не могут заниматься спортом.

Это состояния после травм, тяжелых инфекционных заболеваний, операций, ношения гипса, при хронических заболеваниях и прочих недугах. Соответственно, при таких ситуациях выполняются упражнения не спортивной интенсивности и сложности.

Спорт в таких случаях невозможен и часто даже противопоказан.

Это были общие рассуждения об ЛФК. Теперь об ЛФК в педиатрии.

Местом проведения ЛФК для детей в подавляющем большинстве случаев являются поликлиники и санатории, т.е. государственные учреждения. Реже, детская ЛФК проводится в платных медицинских центрах, в которых от Лечебной Физкультуры остается только название, обязательное наличие сертификата у работника и лицензия на проведение ЛФК у организации. Все остальное - вольное творчество. От качества этого творчества зависит результат. Если есть видимые позитивные результаты - значит все делается правильно, независимо от названия этой деятельности.

В государственных учреждениях с вольным творчеством сложнее. Одним из главных тормозов является прямая зависимость от финансирования. Количество занятий с детьми определено МЭС - медикоэкономическим стандартом. Согласно этому стандарту, с ребенком можно провести только определенное количество бесплатных занятий, которые оплачиваются из фондов страховой медицины.

Среднее количество - 10 занятий длительностью 30 минут каждое (капля в море). При этом нужно заполнить кучу бумаг и провести за отчетный период занятия с определенным количеством детей. И если это суммарное количество детей будет меньше определенного минимума - могут денег и не дать. При подобных шоковых условиях проведение 30-40 занятий с одним ребенком недопустимо, т.к. это портит всю отчетную статистику. А вот 3-4 человека по 10 занятий - это разумно для отчетности. Но 10 занятий - это ничего! Мудрить с отчетностью на бумаге и проводить с ребенком нужное количество занятий на протяжении трех месяцев? Себе дороже. До творчества ли здесь?

Кроме того, почти все занятия с детьми - групповые, что тоже сводит на нет любые усилия специалистов ЛФК.

В подавляющем большинстве случаев на ЛФК в поликлиниках дети попадают при жалобах на плохую осанку, плоскостопие, неуклюжесть, быструю физическую утомляемость. Главными "стрелочниками" при таких жалобах являются детские невропатологи и ортопеды. Они назначают ЛФК, врач ЛФК назначает упражнения, инструктор работает с группой таких детей.

К большому сожалению, никто в цепочке специалистов не настроен на результат. Качество выполнения ребенком упражнений в группе отследить невозможно, общее количество занятий крайне недостаточно и степень нагрузок очень мала. При такой ситуации о каком результате можно говорить? Невольно вспомнишь про сыр в мышеловке.

Методика ЛИС напоминает ЛФК только тем, что тоже использует физические упражнения. На этом схожесть заканчивается.

Вся деятельность ЛИС, весь поиск, все средства, все взаимодействия, все компромиссы и принципиальные позиции основаны на одном доминирующем принципе - получить ощутимый результат.

В любом виде физических занятий в основе результатов лежит тренировочный эффект. Для его получения человек должен серьезно уставать от нагрузок, делать больше, чем позволяет "коридор комфорта". И этот "коридор" у каждого свой. Поэтому ЛФК эффективна у тех, чей "коридор комфорта" невелик. Для всех остальных нужны спортивные нагрузки, например такие, как ЛИС.

Благодаря индивидуальным занятиям, я могу следить за соблюдением основополагающих принципов.

1. Движения должны совершаться с помощью конкретных мышц, предназначенных для данного движения. Например, когда я прошу в вертикальном положении поднять вверх ногу, согнутую в колене, многие дети немного приподняв ногу, просто отводят ее наружу. И это неправильно.

2. Мышечные напряжения должны быть достаточно высокой интенсивности (многие дети в начале курса на первых занятиях вообще не устают, т.к. не могут интенсивно напрягать свои мышцы).

3. Интенсивные мышечные напряжения должны быть определенной длительности, а не пара секунд. Количество повторений достаточное для развития тренировочного утомления.

Дети с умеренным нарушением функции опорно-двигательной системы нуждаются не только в интенсивных упражнениях и длительности курса воздействия. У таких детей всегда в той или иной степени нарушена функция поддержания равновесия и координации при вертикальных перемещениях тела (постуральный контроль). Для тренировки постуральных функций в «ЛИС» применяются терапевтический батут, балансировочные платформы, упражнения на фитболах, прыжковые упражнения на покрытии «татами».

К сожалению, на занятиях ЛФК ничего этого нет. Очевидно, что в педиатрии в большинстве случаев ЛФК занимается не своим делом. Поэтому, либо нужно менять все принципы и не называться ЛФК, либо не брать на занятия детей, которые не нуждаются в физкультуре, а нуждаются в спорте.