• Детский клуб «ЛИС» главнаяДетский клуб «ЛИС»
  • СтоимостьСтоимость
  • ПравилаПравила
  • ИсторииИстории
  • ЧтениеЧтение
  • Обо мнеОбо мне
  • КонтактыКонтакты
 

Уважаемые родители!

Считается, что понятие «одаренность», впервые было сформулировано в середине XIX века двоюродным братом Чарльза Дарвина, английским психологом Френсисом Гальтоном в книге «Наследственный гений», вышедшей в 1869 году. Под одаренностью понимался уровень каких-либо способностей человека, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Какими основаниями руководствоваться, чтобы признать ребенка одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности. В рамках данной статьи я остановлюсь лишь на том, что «одаренность» – это данность при рождении, которая проявляется спонтанно, без специального обучения. При этом, у меня нет цели философствовать по поводу понятия «одаренности», т.к. для меня наибольший интерес представляет практическое воплощение потенциальности одаренных детей. Я понимаю, что одаренность, сама по себе, не может обеспечить успех в какой-либо деятельности. Одаренность лишь увеличивает возможность достижения этого успеха. Но рассчитывать на одну одаренность – все равно, что думать, что ветер может сдвинуть с места грузовик. Кроме наличия комплекса способностей – одаренности, для успешного выполнения деятельности ребенку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Возникают вопросы, почему дети, явно одаренные в детстве, не сохранили свой талант в дальнейшей жизни, т.е. не реализовали свой «даровитый» потенциал. Причин много. И одна из значимых причин – последствия внутриутробных и родовых неблагополучий (травм) у одаренного ребенка, наличие которых в мировой неонатологии и неонатоневрологии дискутируется. Однако, проявления этих «дискутируемых неблагополучий» подтверждены объективными инструментальными обследованиями (сегментарная миография, рентгенография различных отделов позвоночника, экстракраниальная допплерография, акустические вызванные потенциалы, нейросонография и др.). Эти проявления многочисленны, часто явно не проявлены. В большинстве случаев такие дети считаются здоровыми! У многих из них патология явно не «бросается в глаза» и проявляется в виде различного рода «недостаточностей». Родители часто не понимают, не знают, не готовы к тому, что таких детей надо лечить! В медицинской среде ситуация не лучше. Наличие многих «недостаточностей» у ребенка не позволяет применить конкретную стереотипную схему «болезнь-лечение». Да и массовость таких детей значительно стирает границу нормы и патологии. В итоге, большинство из них считаются здоровыми, настораживающие «недостаточности» признаются врожденными особенностями, а не последствиями родовой травмы, адекватного лечения не проводится, – одаренность не реализуется, хотя и есть.

От физического состояния, физического здоровья, зависит реализация не только одаренности, но и всего человеческого потенциала. Если у нас что-то болит (головная боль, боль в животе и т.д.), или «что-то действует плохо», (растяжение, ушиб или что-то еще) – можем ли мы, даже употребив огромную силу воли, быть максимально функциональными?

Если у одаренного к живописи или игре на музыкальных инструментах ребенка нарушена функция рук (не «умеет», вернее – не может застегивать пуговицы, завязывать шнурки, «правильно» держать ложку, ручку, карандаш…) – о какой реализации одаренности можно говорить! Причина – последствия родовой травмы шейного отдела позвоночника и спинного мозга, следствие – изменение иннервации рук, проявления – недостаточность функциональности рук. В итоге – ребенок может реализовать свое «одарение» лишь до определенного предела, т.к. «невинная недостаточность» не позволит ему достичь высокого мастерства.

Или еще – у ребенка прекрасное чувство ритма, он одарен, пластичен, подвижен, слышит музыку, но может воспроизвести только медленные и не очень сложные движения. Не потому, что не умеет, не хочет, или ленится – он не может этого сделать. Причина – последствия родовой травмы в виде статико-моторной недостаточности.

Последнее время массовым стал диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в основе которого лежит недостаточность психо-волевой сферы ребенка. Доминирующая причина – нарушение функции нервной системы (чаще лобных долей головного мозга) вследствие внутриутробных и родовых неблагополучий. При таких условиях одаренный ребенок не сможет реализовать свой потенциал.

Примеров можно привести много. Но главное в том, что реабилитация таких детей возможна и успешна, и требует применения специальных знаний в области спорта, детской неврологии, ортопедии, логопедии и психологии. Чаще всего, проявления «недостаточностей» во многом зависят от состояния опорно-двигательной системы, нарушений ее морфологии (строения) и функции, вызванных родовой травмой. Например, подвывих первого шейного позвонка при поворотах головы приводит к передавливанию противоположных повороту шейных артерий и вен, приводя к нарушениям кровоснабжения спинного и головного мозга. Компенсация кровотока возникает благодаря кровеносным сосудам противоположной стороны. Поэтому не возникает острого нарушения кровотока, но «недостаточность» есть. Создается «замкнутый круг»: нарушение морфологии позвоночника ухудшает кровоснабжение нервной системы, а нервная система, неправильно кровоснабжаясь, патологически регулирует мышечный тонус, поддерживает нарушение морфологии опорно-двигательной системы.

Лекарственные средства, массаж, остеопатия, применение ортопедических изделий, занятия с психологом и логопедом в значительной мере реабилитируют таких детей, облегчая условия для реализации одаренности. Однако, по моему многолетнему опыту, основой реабилитации таких детей является движение, которое невозможно без деятельности нервной системы. По принципу обратной связи, при восстановлении различных уровней движения, нормализуется и функция нервной системы.

В эпоху Возрождения французский врач Тиссо в руководстве «Врачебная гимнастика или упражнения человеческих органов по законам физиологии, гигиены и терапевтики» писал: «Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения». Если движение может развивать и улучшать сохранные функции и навыки, то оно же может и восстанавливать нарушенные функции, тормозящие общее развитие детей, в том числе и одаренных. Основными качествами данных движений должны быть: индивидуальность проводимых занятий, ощутимые нагрузки, последовательность, понимание конкретного конечного результата тренерами и родителями.

«ЛИС» – Лечебный Индивидуальный Спорт при совместном сотрудничестве с психологами, ортопедами, логопедами, невропатологами позволяет достаточно успешно восстановить «недостаточности» и создать условия для реализации врожденной одаренность у каждого ребенка.